Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №30 города Ставрополя
355031, г. Ставрополь, ул. Серова, 272. Телефоны: 24-55-25. Электронная почта sch_30@stavadm.ru

Решаем вместе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

САЙТ ГИМНАЗИИ НЕ ОБНОВЛЯЕТСЯ.

Вся актуальная информация доступна по новому адресу 

https://gimnaziya-30.gosuslugi.ru/ 

Попова Ольга Ивановна

(личный сайт)

«Новой школе – новый учитель: все начинается с нас!» 

Как профессия выбрала меня, или что такое стереотипы и как с ними бороться…

 

Привычки — это то, как привыкли Вы.
Стереотипы — это то, как привыкли все.
А Вы —вслед за ними.
Потому что Вас так воспитали.
Николай Козлов. "Искусство жить с удовольствием"

И надо же было такому случиться, что именно в год моего поступления в университет был закрыт переводческий факультет, о котором я всегда мечтала! Так судьба преподнесла мне сюрприз, и я оказалась студенткой факультета «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Шанс стать модным переводчиком еще оставался. По окончании университета единственное, что я знала абсолютно точно – это то, что в школе я работать НЕ ХОЧУ!

А почему, собственно говоря? Потому, считала я, что в обществе сложился ряд устойчивых негативных стереотипов о школе: это «пристанище» для тех, кто не смог более удачно реализовать себя в социуме, это нервотрепка, ужасные дети, а о зарплате вообще не стоит упоминать. Однако судьба – странная штука. Она играет с нами в игры по своим правилам, порой подводя нас к единственному решению, о правильности которого мы не догадываемся.

В течение следующего года, в ходе которого были поиски себя и работы, связанной с английским языком, проходя с подругой мимо гимназии №30, я поддалась её уговорам и зашла в здание школы. На этом череда событий, определивших мой жизненный выбор, закончилась. Я решила, что это судьба, когда мне перезвонили из гимназии и сказали: «Мы Вас ждем». И я пришла в школу… И вот что я стала понимать.

Свои стереотипы есть в любой сфере жизни человечества – в школе, институте, на работе, среди друзей и в семье – везде найдется «концентрированная народная мудрость», способная точно охарактеризовать ситуацию. Плохо это или хорошо? Стереотип может быть только информацией для размышления, но ни в коем случае не руководством к действию. Оригинальные действия привлекают внимание, но не всегда положительное. Поэтому человек, идущий против стереотипов, может столкнуться с непониманием и даже осуждением. Таким образом, чтобы бороться со стереотипами, нужна смелость.

Другим фактором, необходимым для борьбы со стереотипами, является особенность мышления. Часто, когда все решено до нас и за нас, у многих людей просто не возникает мысли, что может быть по-другому. Чтобы оценить ситуацию и найти нетривиальный выход, необходимо критическое и творческое мышление. Неудивительно, что с развитием образование, влияние стереотипов в обществе уменьшается. Соответственно, для того, чтобы в обществе было меньше стереотипов, необходимо развивать мышление людей, воображение, наращивать существующую базу знаний. Вот она, моя роль.

Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее. Учителя – не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы – мучайся.

У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие родители – такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам – разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.

Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.

В первые же дни моей работы все эти негативные стереотипы рухнули. Те, кто называет работу с детьми «нервотрепкой», просто выбрали не ту работу. Это увлекательный, творческий, волнующий процесс, который не позволяет сидеть на месте, помогает идти в ногу со временем, оставляет радостное ощущение в душе от проделанной работы.

Теперь моя судьба в моих руках. И мой успех зависит от того, кто я в своей профессии.

Теперь я – учитель. Что ждет меня дальше, в моем профессиональном «завтра»? Прежде всего - школа. Она была, есть и будет как общественный институт, как неотъемлемая часть жизни, как этап биографии любого человека, как обязательное условие формирования и социализации личности. «Расти должны все цветы», - сказано в Евангелии. Познавай себя, свой мир и помогай другим делать это. Реализовать это, на мой взгляд, лучше всего можно в педагогической работе. Ведь человечество продолжает двигаться, а детям сложно определиться в правильности направления.

Я вижу себя в школе, где источник моего каждодневного вдохновения - детские пытливые глаза, заинтересованные, вопрошающие, ожидающие. Не оправдать их надежды невозможно. Они верят в меня. А какому учителю поверят? Ребята ответили на этот вопрос так: «Учителю, которого ждут». Умному - да, эрудированному - конечно, умеющему - безусловно. И все как один признались - дарящему любовь детям. Поэтому я должна верить в себя.

Рядом со мной дети, дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, с собственным жизненным опытом. Кем я стану для них? Что могу им дать? «Случайные открытия делают только подготовленные умы», - писал Паскаль. Моя задача, как молодого педагога – подготовить ум детей для познания мира. Изучение иностранных языков открывает для человека двери в современный мир, ведь на языке жестов долго не пообщаешься и важные вещи не объяснишь.

Изучение иностранного языка – это, в первую очередь, развитие культурного уровня человека, во вторую – усовершенствование себя как личности, а после этого стоит задуматься о том, что это плюс вам, как профессионалу и карьерный рост. Для этого важно не забыть, что каждый ребёнок – личность, его тоже надо познавать как микрокосм. Кто скажет об индивидуальном подходе лучше Дейла Карнеги? «Собираясь на рыбалку, я загодя запасаюсь дождевыми червями. Сам-то я люблю клубнику со сливками. Но когда я еду на рыбалку, беру с собой червячков». Я мечтаю стать мастером своего дела, научиться находить для каждой детской души подход.

Для меня, молодого педагога, каждый урок – повод для самосовершенствования, чтобы каждый ученик видел во мне не консерватора, а образованного старшего товарища, готового поделиться своими знаниями и не обойти вниманием его собственный опыт и интересы.

Поэтому очень важно внушить ученику веру в свои силы и возможности, чтобы в будущем он мог самостоятельно ставить цели, достигать реальных результатов в нашем конкурентном мире. То есть, быть успешным. Успешность ученика – это успех учителя. Какой молодой педагог не стремится к этому?

Я вижу Учителя и Ученика. Именно современный ученик больше не вписывается в нашу отлаженную, зарекомендовавшую себя систему. Всё начинается с него!

А чего же он ждёт, этот новый ученик от своей новой школы? В первую очередь он ждёт ответов на свои вопросы…

Одной из наиболее острых проблем современного образования я считаю отсутствие у детей мотивации к учёбе, т.к. они не понимаю, «для чего ему это знать и изучать?». Их уже не удовлетворяют туманные речи учителя о том, что всестороннее развитие необходимо и нужно постичь азы…

Они знают цену своему времени, труду, для них важна мода, спрос, конкурентоспособность, и это не плохо, просто они другие, они дети нового тысячелетия. Они требуют чёткого ответа на вопрос: «Зачем нам это?» И ставят нас этим в тупик.

Те, кто называет поколение NEXT ужасным, глубоко заблуждаются! Современные дети – это лидеры, самодостаточные личности. Быть не такими, как все, им диктует общество. Соответственно, и подход к ним должен быть особый. Я прочитала, что лучший учитель - не тот, кто в детях видит только детей, а кто сумел вовремя распознать в них взрослых.

А где выход из тупика? В новом учителе – всё начинается с него. Китайская поговорка гласит: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия». Начни с себя. О. Марден писал: «В храме успеха нет открытых дверей. Каждый входящий пробивает свою дверь…» Моя педагогическая философия – не бояться закрытых дверей, открывать их, удивляться, исследовать, что за ними, анализировать, преодолевать трудности, не опасаться случайностей, и находить свое место в мире и учить этому своих учеников …

Когда мы найдём ответы на поставленные ими вопросы, когда сами себе признаемся в наших заблуждениях, поймём, наконец, что именно должно измениться в нас, учителях, тогда и родится новая школа. Она в понимании того, что нужно современному ученику. Что хочет он получить от школы? Что ему пригодится в его взрослой жизни?

На мой взгляд, задача новой школы не передать ученику знания, а научить его самостоятельно добывать их, искать, сомневаться, анализировать, мыслить, ставить цели, определять задачи и пути их решения, что и предполагает новый федеральный государственный образовательный стандарт.

Школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни.

Ведь цель обучения современного ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Не хочу, чтобы после моих уроков у ребят появлялись ощущения: «Что-то я такое уже слышал, но не помню где, когда и зачем мне это рассказывали». Хочу, чтобы они как можно чаще задавали волшебный вопрос: «Почему?» Пусть сами находят ответ и радуются не только тому, что нашли его сами, но и самому процессу поиска. Это - одна из моих задач как молодого учителя будущей новой школы.

Следуя советам К.С.Станиславского, надо работать так, чтобы все твои ученики посмотрели туда, куда ты просто повела глазами; задумались о том же, что тревожит тебя. А вот что они увидят и надумают – в этом и будет моя реализация как учителя. Восторженность учителя увлекает учеников! Самое главное – разбудить в детях любопытство, даже своеобразный азарт в процессе получения ими знаний, и тогда можно добиваться конкретных результатов. Здесь на первый план выходит личность учителя, разнообразие методик, которые он может применять.

Важным является то, как эта личность делает своё дело. Это ещё один пункт в моих критериях нового учителя – быть личностью для своих учеников. Среди моих новых коллег я не встретила ни одного равнодушного учителя. Все талантливы, плодотворны, горды своей ролью в жизни новых людей.

Теперь я точно знаю, глупо было думать, «зачем мне это надо?» Для меня теперь является личной обидой фраза, что в школе ничему не учат. Моя главная работа - это и есть путь вперед. Увидеть красоту в маленьком человеке и раскрыть её – дорога без конца. Наши дети вырастут и уйдут из школы, унеся с собой немного меня. Придут следом новые. Новой школе – новый учитель! Я начинаю с себя.

– Зачем мне учить английский, Ольга Ивановна?

– Настало время, когда невозможно обойтись без иностранного языка, – отвечаю Я своему ученику. – Его надо освоить, познать, обучить других и применять в жизни.

– Очень может быть! Но преподавать я не собираюсь!!!

– А ты попробуй! – многозначительно улыбаюсь я…

Опрос

Актуально