Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №30 города Ставрополя
355031, г. Ставрополь, ул. Серова, 272. Телефоны: 24-55-25. Электронная почта sch_30@stavadm.ru

Громова Ксения Александровна


Громова
Ксения Александровна 

Учитель музыки

 

Стаж работы
в должности учителя - 4 года

 

 

 

Громова Ксения Александровна

Новой школе - новый учитель: всё начинается с нас!

 

 Только тот, кто делает, свершает.

Памела Треверс

"Мэри Поппинс, до свидания!"

 

 Здравствуйте товарищи, начинаем программу телепередач на завтра. 
 Завтра вы увидите то, что никогда не видели, это будет завтра, завтра. 
– Нет, нет, нет, нет, мы хотим сегодня!
 Нет, нет, нет, не, мы хотим сейчас!

Нехитрые  строки заводной песенки из моего детства. Дивное время, когда каждое «завтра» несло ожидание чего-то нового, жажду неизведанного, а поэтому заранее прекрасного! Так хотелось, чтобы «завтра» наступало быстрее, желательно, прямо сегодня!

И вот уже  я  –  взрослая, я –  учитель. Что могу увидеть дальше, в современном профессиональном «завтра»? 
Прежде всего, я вижу…школу. Она была, есть и будет  как общественный институт, как неотъемлемая часть жизни, как этап биографии любого человека, как обязательное условие формирования и социализации личности.

Что значит – новая инновационная школа? И чем так уж плоха была старая, которая вырастила меня отнюдь не плохим и грамотным человеком? Вся наша жизнь сопровождается инновациями. И школьная тоже. Что изменили эти инновации? Ведь главным осталась грамотность, достижению которой и должны были служить все новшества.

Я вижу новую школу последовательной и устойчивой, не судорожно скачущей в поисках новшеств, а детально и качественно анализирующей прошлый опыт, как позитивный, так и негативный, и главное – извлекающий уроки и исправляющий ошибки.

Я вижу новую школу не в ворохе отчетов и докладов, а выполняющей свою главную миссию – учить, развивать,  воспитывать.

На мой взгляд, задача новой школы не передать ученику знания, а научить его самостоятельно добывать их, искать, сомневаться, анализировать, мыслить, ставить цели, определять задачи и пути их решения, что и предполагает новый федеральный  государственный образовательный стандарт.

Школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни.
Я вижу Учителя и Ученика. Именно современный ученик больше не вписывается в нашу отлаженную, зарекомендовавшую себя систему. Всё начинается с него!

А чего же он ждёт, этот новый ученик от своей новой школы? В первую очередь он ждёт ответов на свои вопросы…

Одной из наиболее острых проблем современного образования я считаю  отсутствие у детей мотивации к учёбе, т.к. они не понимаю, «для чего ему это знать и изучать?». Их уже не удовлетворяют туманные речи учителя о том, что всестороннее развитие необходимо и нужно постичь азы…

Они знают цену своему времени, труду, для них важна мода, спрос, конкурентоспособность, и это не плохо, просто они другие, они дети нового тысячелетия. Они требуют чёткого ответа на вопрос: «Зачем нам это?» И ставят нас этим в тупик.

А где выход из тупика? В новом учителе – всё начинается с него.
Когда мы найдём ответы на поставленные ими вопросы, когда сами себе признаемся в наших заблуждениях, поймём, наконец, что именно должно измениться в нас,  учителях, тогда и родится новая школа. Мне кажется, она не в компьютеризации и модернизации подходов преподавания, так как это процесс очевидный и естественный. Она в понимании того, что нужно современному ученику. Что хочет он получить от школы? Что ему пригодится в его взрослой жизни?

Наших детей изменить сложно; в первую очередь должен меняться сам учитель. Как? Говорят, есть люди – ручьи, есть – реки. От первых – радость весёлого журчания, солнечные блики на общем фоне дня. От вторых – притягательность прохлады большой волны, умение, если так сложатся обстоятельства, выйти из берегов, проложить новое русло. Обстоятельств в нашей жизни вполне достаточно, а каждый новый ученик или  класс – это то самое новое русло, по которому должна бежать моя учительская мысль, не растеряв при этом способности блестеть, радовать и притягивать.Это моя первая  задача в наше интересное и сложное время перемен.

А каким должен быть результат? «Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя»,- сказал  да Винчи. Прав великий Леонардо. Возьму на себя смелость перефразировать его строки – плох тот учитель, который не дал возможности своим ученикам превзойти себя. Или (что, возможно, хуже) – не научил их, как это сделать. Зато реализовал свои профессиональные амбиции.

На уроках я люблю пройтись по кабинету, присесть за парту рядом с кем-нибудь из ребят и задать каверзный вопрос. А иногда замолчать посреди рассказа, прочитать или пропеть красивые стихотворные строчки. Можно постоять у окна, загадочно глядя вдаль, заставив детей притихнуть и с интересом заглянуть за скучное оконное стекло в поисках нового. И очень здорово со звонком быстро войти в класс и с порога неожиданно спросить: «А вы знаете, о чём поют поющие чаши? Что? Не читали книгу Дика де Рейтера «Чудо поющей чаши»? А у меня для вас есть задания по ней!» Будьте уверены,  многие дети точно найдут этот текст и прочтут. Эти нехитрые приёмы вызывают у них бурю эмоций, лица обращены  ко мне, глаза всего класса – мои! Вот оно – лепи их, как хочешь, но и не забывай работать на них. Восторженность учителя увлекает учеников! Самое главное – разбудить в детях любопытство, даже своеобразный азарт в процессе получения ими знаний, и тогда можно добиваться конкретных результатов. Здесь на первый план выходит личность учителя, разнообразие методик, которые он может применять. Присесть рядом с ребёнком – это просто один из приёмов, но почему бы и нет?

Результатом новой системы работы учителя, на мой взгляд, должны являться не только высокие показатели успеваемости, качества знаний, но и высокий уровень развития у учащихся познавательных способностей, внимания, памяти, воображения, понимания, рефлексии. Вот и вторая моя задача.

Удачным для себя уроком считаю тот, после которого в школьном коридоре слышу спор или дискуссии по любому вопросу, затронутому во время урока. Например, есть ли что-нибудь общее между фольклором и роком, балалайкой и электрогитарой? Да! Есть! Зацепило! Зашевелились! Не ушли слепыми, глухими или безмолвными, пустыми. А если не услышу? Что же, дорогая, садись-ка вечером за стол, бери книги и колдуй над завтрашним уроком. Иначе все твои трудовые будни – пустоцвет. Ведь цель обучения современного ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Не получается? Меняй стратегию, тактику, русло, себя, но не останавливайся.

Как иногда бывает печально, что, выходя, скажем, из театра после неудачного спектакля, ты забываешь, что там представляли. При повторном просмотре у тебя возникает смутная мысль: «Что-то я такое уже видел, но не помню где, когда и зачем мне это показывали». Не хочу, чтобы после моих уроков у ребят появлялись подобные ощущения. Хочу, чтобы они как можно чаще задавали волшебный вопрос – двигатель прогресса: «Почему?» Пусть сами находят ответ и радуются не только тому, что нашли, ещё и  сами, ещё и учителю сообщили, но и самому процессу поиска. Это тоже одна из моих задач как молодого учителя будущей новой школы.
Интересное время в разгаре, и четвертая моя задача – формировать у своих учеников способность к творческому мышлению. Что это значит? Научить их чётко знать названия нот и тональностейЗнать биографию композиторов наизусть или прочувствовать в произведениях все порывы их тонких душ? В шелесте листвы, журчании ручья, скрипе снега  слышать не только шум, а ощущать природную гармонию? Никто не спорит, тем более я, учитель музыки, что все эти сведения важны и их стоит знать. Вопрос, для чего? Я стараюсь учить ребят рассматривать и познавать мир не только через призму  разума, но и чувств.

Я прочитала, что музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. И решила заняться подсчетам. Всего семь нот, но все многообразие мелодий создано из них. Один дирижёр руководит целым оркестром. А композитор? Он – творец музыки.   Я думаю, что современный учитель – композитор детских душ. А ребенок такой сложный, но  в то же время хрупкий инструмент. И именно от педагога зависит, как он зазвучит: торжественным маршем или романтичной элегией, гордым полонезом или легкомысленной полькой, болтливым рэпом или многоголосой фугой. Ноты в музыке – это не главное. Главное- правильно их расставить. (Из пьесы "DJ Моцарт")

Следуя советам К.С.Станиславского, надо работать так, чтобы все твои ученики посмотрели туда, куда ты просто повела глазами; задумались о том же, что тревожит тебя. А вот что они увидят и надумают – в этом и будет моя реализация как учителя. В.В. Половцов писал: «Учитель должен быть в своём деле прежде всего человеком с ясно выраженной личностью, а не машиной преподавания по разработанному…рецепту». Важным является то, как эта личность делает своё дело.  Это ещё один пункт в моих критериях нового учителя –  быть личностью для своих учеников.

Спорный вопрос – надо ли быть на несколько голов выше своих учеников? С одной стороны, конечно, да. Ведь они должны тянуться за тобой. Надо обязательно оставить им шанс дотянуться, встать вровень  и обогнать. Иначе ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

Кто же он  этот ученик? Это я  10 лет тому назад. Что же я получила от школы? Что мне пригодилось? Что было упущено? Усвоила то, что было интересно. Вывод: долой скуку!
Что мне пригодилось? То, что я совсем не предполагала. Вывод: Мы не можем знать наперед, как сложится наша жизнь и что нам пригодится в нашем «завтра».

Что было упущено? Многое. Вывод: глупо было думать «зачем мне это надо?»
Моя главная работа ещё впереди. Увидеть красоту в маленьком человеке и раскрыть её – дорога без конца. Наши дети вырастут и уйдут из школы, унеся с собой немного меня. Пусть! Придут следом новые – это и есть бесконечный путь вперед…  Это хорошо…

Согласна со словами Аристотеля, что начало есть более чем половина всего. Моего будущего, будущего моих учеников и НАШЕЙ ШКОЛЫ.

Новой школе – новый учитель! Всё начинается с меня!

Опрос

Актуально