В течении учебного года учащиеся гимназии регулярно посещали профориентационные мероприятия в СТГаУ. Присутствовали на мастер классах.
http://xn---30-5cdozfc7ak5r.xn--p1ai/index.php/deyatelnost/proforientatsiya#sigFreeId66d92bb1b1
Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам
Трудности профессионального самоопределения.
Если ты с детства мечтал стать врачом или спортсменам и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора, - у тебя нет проблем. И чтобы тебе не говорили окружающие тебя люди, ты с упорством штудируешь учебники химии и биологии или посещаешь спортивную секцию и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты счастливчик. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит, — это означает твою социальную и психологическую зрелость.
Хуже, когда ты не представляешь, чем будешь заниматься в будущем и делаешь свой выбор неосознанно, а потом оказывается, что эта профессия им совершенно не подходит. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели вызвать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определить, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их отец, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.
Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-личность — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе?
Психологи утверждают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.
Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, в которой ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, чтобы выбрать профессию, необходимо познать себя. Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.
Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель.
Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в училище не изучал ничего подобного.
Для того чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это ее название.
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, техникума. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»).
Принятие решения должно основываться на многих факторах:
- репутация вуза и конкурс,
- мнение друзей, родителей,
- стоимость обучения и т.д.
Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за вами — выбирая профессию, вы выбираете судьбу.
Факторы выбора профессии
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
Сотрудники Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения предлагают поразмыслить над следующими факторами выбора профессии (по Е.А. Климову):
Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя). Наблюдая за поведением, учебной и вне учебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
Девять шагов к взвешенному решению
Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:
- Изучите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные в вашем регионе. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?
- Ознакомьтесь с перечнями специальностей и вузов, находящихся в вашем регионе (городе, области, крае). Составьте список подходящих профессий.
- Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.
- Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
желательный уровень профессиональной подготовки;
выбираемая профессия и мои склонности и способности;
желательные содержание, характер и условия работы.
- Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
- Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
- Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
- Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Определите основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
В 2023 году абитуриенты могут претендовать на выделенные УФСИН России
по Ставропольскому краю места за счет бюджетных ассигнований по следующим специальностям:
Академия ФСИН России (г. Рязань)
– Правоохранительная деятельность, ведомственная специализация – Воспитательно-правовая деятельность (ВПД) (Подразделения воспитательной работы с осужденными) (ЕГЭ – обществознание, история, русский язык)
срок обучения 5 лет, специалитет
- Психология служебной деятельности, ведомственная специализация – Пенитенциарная психология (ПП) (Подразделения психологической службы)
(ЕГЭ – биология, обществознание, русский язык) срок обучения 5 лет, специалитет
- Тыловое обеспечение в УИС, ведомственная специализация – Тыловое обеспечение в УИС (Тыл) (Подразделения тылового обеспечения)
(ЕГЭ – профильная математика, обществознание, русский язык)
срок обучения 5 лет, специалитет
- Экономическая безопасность (ЕГЭ - профильная математика, обществознание, русский язык) срок обучения 5 лет, специалитет
Владимирский юридический институт ФСИН России
– Правоохранительная деятельность, ведомственная специализация – Оперативно-розыскная деятельность в УИС (ОРД) (Оперативные подразделения)
(ЕГЭ – обществознание, история, русский язык)
срок обучения 5 лет, специалитет
- Юриспруденция, направление подготовки – Организация исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (ОИНИО) (Подразделения по исполнению наказаний без лишения свободы) (ЕГЭ – обществознание, история, русский язык) срок обучения 4 года, бакалавриат
Воронежский институт ФСИН России
- Юриспруденция, направление подготовки – Организация режима в УИС (ОР) (Подразделения режима и надзора)
направление подготовки – Организация охраны и конвоирования в УИС (ООиК) (Подразделения охраны и конвоирования) (ЕГЭ – обществознание, история, русский язык) срок обучения 4 года, бакалавриат
- Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи, ведомственная специализация – Системы коммуникации и сети связи специального назначения (СКиСССН) (Подразделения инженерно-технического обеспечения) (ЕГЭ – физика, профильная математика, русский язык) срок обучения 5 лет, специалитет
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем, ведомственная специализация – Техническая защита информации и информационно-телекоммуникационных систем (ТЗИиИТС) (Подразделения инженерно-технического обеспечения, подразделения по защите государственной тайны)
(ЕГЭ – физика, профильная математика, русский язык) срок обучения 5 лет, специалитет
Вологодский институт права и экономики ФСИН России
– Правоохранительная деятельность, ведомственная специализация – Воспитательно-правовая деятельность (ВПД) (Подразделения воспитательной работы с осужденными) (ЕГЭ – обществознание, история, русский язык)
срок обучения 5 лет, специалитет
- Юриспруденция, направление подготовки – Организация исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (ОИНИО) (Подразделения по исполнению наказаний без лишения свободы) (ЕГЭ – обществознание, история, русский язык) срок обучения 4 года, бакалавриат
Псковский филиал Академии ФСИН России
- Юриспруденция, направление подготовки – Организация исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (ОИНИО) (Подразделения по исполнению наказаний без лишения свободы) (ЕГЭ – обществознание, история, русский язык) срок обучения 4 года, бакалавриат
Университет ФСИН России
– Правоохранительная деятельность, ведомственная специализация – Оперативно-розыскная деятельность в УИС (ОРД) (Оперативные подразделения)
(ЕГЭ – обществознание, история, русский язык)
срок обучения 5 лет, специалитет
- Пожарная безопасность, ведомственная специализация – Государственный пожарный надзор (Подразделения ведомственной пожарной охраны) (ЕГЭ – физика, профильная математика, русский язык) срок обучения 5 лет, специалитет
ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России
- Зоотехния, ведомственная специализация – Кинология (Кинологические подразделения), (ЕГЭ – русский язык, профильная математика, биология)
срок обучения 4 года, бакалавриат
Договоры
http://xn---30-5cdozfc7ak5r.xn--p1ai/index.php/deyatelnost/proforientatsiya#sigFreeIdfd7d36cb98