Гривенная Екатерина Викторовна
Гривенная Учитель физики |
Гривенная Екатерина ВикторовнаНовая школа глазами современного учителя Только установление истории
Итак, я – современный учитель. Сложно быть воспитанным в одно время, жить в другое и прогнозировать следующее. Что значит – новая школа? Инновационная школа? Вся наша жизнь сопровождается инновациями. И школьная тоже. Переход от клинописи к иероглифам и алфавиту, от пера к шариковой ручке, а теперь и к клавиатуре… Что изменили эти инновации? Ведь главным осталась грамотность, достижению которой и должны были служить все новшества. Школа – постоянно эволюционирующее социальное явление. Воспитание и образование не являются неизменной категорией, они имеют исторический характер и изменяются вместе с изменением общества. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему "УЧИТЕЛЬ", сделается лидером XXI века! Еще раз: не та, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафету знаний и культуры... Конфуций говорил, что путь в тысячу миль начинается с первого шага. Прежде чем посмотреть в будущее, оглянемся назад. Может, именно там находятся истоки успешности новой школы. Демократ Ян Амос Коменский мечтал об установлении стройной и единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна была обеспечить всестороннее воспитание молодого поколения. Большое значение Коменский придавал внешнему виду школы. Он говорил, что школьное помещение должно быть просторным, светлым, чистым, украшенным картинами; при школе нужно посадить сад, чтобы он ласкал взоры детей деревьями, цветами, травами; в школе должна господствовать атмосфера бодрого, радостного, полезного труда. Коменский высоко оценивал общественное значение деятельности учителей. “Им, — писал он, — вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем”. Он считал, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы; наиболее умелые и опытные учителя должны заниматься с начинающими, так как очень важно направить первые шаги ученика; учитель должен быть примером для своих учеников как в отношении внешнего вида, так и в отношении духовного облика и поведения, поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании. В своем труде “Человек как предмет воспитания», выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,— строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимостьтеснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками. Итак, экскурс в историю можно было бы и продолжить, хотя все очевидно – школа прошла долгий путь развития и продолжает совершенствоваться. Сегодня обществом предъявляются высокие требования к профессионалу XXI века, возрастают требования к выпускникам высших учебных заведений, школ, соответственно, к самим школам и преподавателям. Данный вопрос обсуждается на самом высоком уровне. В послании президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года были названы основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», говорилось о необходимости модернизации школы. По мнению С. Л. Рубинштейна, «главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним встали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда все им нипочем». Я вижу новую школу не ворохе отчетов, самоанализов, докладов, а выполняющей свою главную миссию – учить, развивать, воспитывать. На мой взгляд, задача новой школы не передать ученику знания, а научить его самостоятельно добывать их, определять зоны знаемого и незнаемого, искать, сомневаться, анализировать, мыслить, ставить цели, определять задачи и пути их решения, что предполагает новый федеральный государственный образовательный стандарт. Школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни. Результатом новой системы работы учителя, на мой взгляд, должны являться не только высокие показатели успеваемости, качества знаний, но и высокий уровень развития у учащихся познавательных способностей, внимания, памяти, воображения, понимания, рефлексии. Всегда были, есть и будут умные и компетентные учителя, иначе откуда столько благодарных учеников, достигших успехов в своей жизни? Не думаю, что мультифункциональный учитель – показатель качества новой школы. Учитель новой школы – не просто человек, передающий информацию детям. Он является основой системы формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности. Я вижу основой новой школы систему взаимодействия и сотрудничества для решения образовательных задач, что предполагает принятие новой системы работы всеми учителями, учениками, родителями. Только при таких условиях возможно добиться высоких результатов. |