Заместитель директора по УВР Фомина Наталья Владимировна
- Документы
- Публичный отчет
- Мероприятия
- Законодательная база
- Обобщение опыта работы по ФГОС
- Зачисление в гимназию
Публичный отчет
ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ
МБОУ гимназии № 30 г. Ставрополя
о ходе введения ФГОС НОО в 2011-2012 учебном году
Уважаемые родители, законные представители обучающихся, учащиеся, педагоги, представители общественности! Представляем Вашему вниманию публичный отчет МБОУ гимназии № 30 г. Ставрополя о ходе введения ФГОС НОО в 2011-2012 учебном году Уверены, что публичный отчет, как модель взаимодействия образовательного учреждения и общественности, будет содействовать увеличению количества единомышленников и социальных партнеров гимназии.
Публичный отчет о ходе введения ФГОС НОО
Мероприятия
Мероприятия различного уровня
на базе МБОУ гимназии № 30 г. Ставрополя
- Краевая стажировочная площадка на базе МБОУ гимназии № 30 города Ставрополя для заместителей руководителей общеобразовательных учреждений и учителей начальных классов по теме: «Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе»
с 18.09.2011г. по 30.12.2012 г.
- Краевая стажировочная площадка на базе МБОУ гимназии № 30 города Ставрополя для руководителей общеобразовательных учреждений и заместителей руководителей общеобразовательных учреждений по теме: «Формы и методы управления финансами образовательного учреждения в современных условиях»
с 01.12.11 по 30.12.2012 г.
Обобщение опыта работы по ФГОС
Обобщение опыта по внедрению ФГОС
С 1 сентября 2011 года в МОУ гимназии в первых классах введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования, в организации жизни гимназии, в деятельности всего педагогического коллектива. С этого же времени гимназия стала стажировочной площадкой по введению ФГОС НОО.
Прежде всего были определены задачи гимназии по введению ФГОС, а именно:
- формирование системы ценностей, которая опирается на отечественные традиции и преемственна по отношению к воспроизводству идеалов прошлых времен;
- осуществление перехода на новый качественный уровень воспитательной системы посредством создания динамического социокультурного стереотипа личности выпускника;
- осуществление перехода к компетентностному подходу к образованию в лицее;
- обеспечение перехода на комплексное использование современных информационных и педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство и адекватные перемены в системе обучения;
- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Решение поставленных задач осуществлялось через:
- создание нормативно – правовой базы;
- внесение изменений в нормативно-правовые документы гимназии в связи с введением ФГОС НОО;
- соответствие с требованиями ФГОС НОО должностных инструкций заместителя по учебно-воспитательной работе, учителя начальных классов, педагога-психолога, логопеда, социального педагога, педагога-организатора, воспитателя ГПД, координатора введения ФГОС;
- соответствие с требованиями ФГОС НОО плана работы МО учителей начальных классов и плана ВШК;
- осуществление подбора и расстановки кадров, прохождение курсовой переподготовки кадров;
- обеспечение материально – технической базы в соответствии с требованиями ФГОС;
- приобретение учебников, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО;
- разработку ООП НОО;
- составление педагогами рабочих образовательных программ по предметам;
- проведение анализа работы ОУ по внедрению ФГОС НОО.
В гимназии была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Изданы соответствующие приказы, внесены изменения в локальные акты, должностные инструкции. Разработаны и утверждены Положения о рабочей группе, составлены план-график, план рабочей группы по введению ФГОС. (Приложение1)
Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей в условиях введения ФГОС НОО. Познакомили родителей с ООП НОО.
При приеме в гимназию с родителями учащихся заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса.
К началу 2011-2012 учебного года все педагоги, работающие в первых классах, прошли обучение на краевых курсах повышения квалификации при СКИПКРО в рамках реализации проекта партии «Единая Россия» по модернизации системы общего образования по проблеме: «Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения как условия совершенствования качества образования в современной школы.
Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в первых классах, и, в частности, выбора ее содержательных направлений, прежде всего, ориентировались на запросы родителей, законных представителей первоклассников, на приоритетные направления деятельности гимназии (Приложение 2).
Основными формами работы стали кружки: «Умники и умницы», «Чудеса аппликации», «Информатика в играх и задачах», «Юный патриот», «Планета Здоровья», «Риторика», ОПТ «Росток», которые вели учителя-предметники.
Для первых классов было выделено 50 часов на организацию внеурочной деятельности. После окончания занятий первоклассники отдыхали, затем начинались внеурочные занятия продолжительностью 35 минут.
Активно привлекались к организации внеучебной деятельности родители обучающихся. Так за 2011-2012 год совместно с ними были проведены такие мероприятия (Приложение 3).
С первых дней педагогами гимназии ведется образовательный мониторинг.
Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;
II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:
- выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
- определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
- выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
- дифференцировать учащихся по успешности обучения.
В начале сентября в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:
- анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;
- восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);
- восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).
Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что 47% учащихся имеют высокий уровень, 40%- средний уровень и 13% -низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.
Результаты комплексной работы, проведенной в 1-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему гимназии заданий УУД позволило:
- поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;
- создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;
- оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.
Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями 1-х классов заведены «Портфолио» на каждого ученика.
К концу года был собран соответствующий накопительный материал.
Таким образом, подходы стандарта предопределяют аналогичный тип отношений между учителем и учащимся – на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия. Тем самым закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся (Приложение 4).
Школьный психолог Кулакова Ирина Владимировна в течение всего учебного года проводит ряд диагностик, ведет индивидуальную диагностику учащихся, оказывает психологическую помощь и поддержку детям и родителям. Ведется работа по обследованию детей школьным логопедом Михайловой Евгенией Сергеевной, работа по обследованию семей, профилактике правонарушений ведется социальным педагогом Кинаш Мариной Владимировной (Приложение 5).
Системная работа в гимназии на ступени начального общего по здоровосбережению представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков - по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
В здании гимназии созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В гимназии работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное и внеурочное время. Питание осуществляется за счет средств муниципального бюджета и родителей. При столовой организован буфет.
В гимназии функционируют два спортивных зала, оборудованные в соответствии с требованиями ФГОС. Имеются спортивные площадки: баскетбольная, волейбольная, футбольная, оборудованные необходимым игровым и спортивным инвентарём.
В гимназии имеется медицинский блок, представленный процедурным и стоматологическим кабинетами, с медицинской сестрой и школьным врачом. Организована лечебно-профилактическая работа с обучающимися, систематически проводятся профилактические осмотры и прививки.
Оздоровительную работу с обучающимися обеспечивают и такие специалисты, как психолог, учителя физкультуры, учителя начальных классов и воспитатели ГПД, педагоги-организаторы.
Система учебников всех УМК начальной классов гимназии формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований СанПиНа к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки.
Обучение в ОУ организовано в две смены (начало первого урока в 8 часов). Гимназия работает в режиме 6-дневной рабочей недели, в 1-4 классах – 5-дневная рабочая неделя.
Продолжительность урока:
- в 1 классе I четверть - 35 минут , 3 урока; II четверть - 35 минут, 4 урока; III –IV четверти - 40 минут 4 урока;
- во 2–4 классах - 40 минут.
Продолжительность учебного года:
- в 1 классе — 33 учебные недели; дополнительные каникулы для 1 -х классов в середине 3 четверти;
- во 2–4 классах — 34 учебные недели.
Система физкультурно-оздоровительной работы в гимназии направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Сложившаяся система включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
- организацию занятий по лечебной физкультуре;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
В гимназии созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
- Программа «Здоровья» для обучающихся 1 – 11 классов;
- Кружок «Ритмика» для обучающихся 3- 4 классов;
- Спортивная секция для обучающихся 2-4 классов;
- Секция «Рукопашный бой» для обучающихся 1 – 11 классов;
- Кружок «Планета здоровья» в рамках внеурочной деятельности;
- Долгосрочный проект «Береги свою осанку» для обучающихся 1-4 классов.
Ведется работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, направленная на повышение их уровня знаний. Она включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей.
Проделана огромная работа по внедрению ФГОС в гимназии, но не полностью реализованы все требования стандартов – гимназия работает в 2 смены в режиме перегрузки, не хватает учебных кабинетов, игровых, помещений для кружковых занятий, По объективным причинам сократилось количество часов, отводимых на внеурочную деятельность.
Работа гимназии в условиях ФГОС НОО показала положительные стороны:
- Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный.
- Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений.
- Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.
Работа по новым стандартам второго поколения выявила ряд проблем:
- Недостаточность учебных кабинетов, спортивного зала.
- Снижение количества часов, отводимых на внеурочную деятельность.
- Отсутствие комнаты релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.
Для успешного решения данных проблем необходимо:
- Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС.
- Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.
- Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для внеурочной деятельности.
- Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования.
- Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.
Выводы:
- В гимназии проделана большая работа в режиме введения ФГОС НОО;
- Большая часть педагогов гимназии знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии.
- Анализ инновационной деятельности гимназии показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития гимназии.
Зачисление в гимназию
Информацию о приеме в гимназию вы можете прочитать в разделе "Прием в гимназию"